В светлый, но дождливый вечер двадцать шестого июня в квартире отставного офицера Виталия Солуяна затрезвонил телефон. Трели били по ушам в гулких стенах новой, почти пустой двухкомнатной квартиры, но Виталий Солуян находился на лоджии. Дымя сигареткой, он задумчиво смотрел на дождь, на плывущие над Островом и Заливом жемчужно-серые облака. И на отчаянных мальчишек, гонявших по двору новостройки на самокатах и на этот дождь откровенно плевавших. Поэтому он не сразу услышал надрывавшийся аппарат…
- Ох, господи! Уже бегу!.. – воскликнул он, кинул с балкона сигарету и, распахнув балконную дверь, побежал к телефону.
- Папа?! – услышал он голос Анжелы. – Привет, ты так долго не подходил! Все в порядке?
- Да-да, дочка! Я курил на балконе, не слышал…
- В общем, пап, жди нас числа пятого или шестого. Это уже точно!
- Ну, наконец-то! – обрадовался он. – Анжелка, я буду ждать! Вы мне будете с дороги звонить, сможете?
- Постараемся! Так или иначе, мы едем через Москву, я позвоню еще и оттуда!
- Хорошо, доченька! Будь осторожна в дороге, пожалуйста! Приезжайте скорее!
«Боже мой, наконец-то!» - Виталий Солуян взволнованно покачал головой, опуская трубку. Несколько секунд он стоял возле телефона, потирая пальцами седые виски. – «Хоть бы они благополучно добрались!» Подумать только: спустя девятнадцать лет он снова увидит дочь! И ее мужа… Почему все это происходило в такой дали от него? Он не увидел, как она росла, как заканчивала школу и становилась той черноволосой красавицей, как на том фото, что она прислала ему лет пять назад. Он не был на ее свадьбе. «Я столько пропустил!» - печально думал он, снова выходя на балкон и закуривая новую сигарету. – «Но ведь что-то еще не поздно сделать?» Начать, если не сначала, то хотя бы с этой точки…
Отставной офицер Виталий Солуян еще долго стоял на своем балконе. Под окном продолжали рассекать по лужам на самокатах мальчишки, а дождь все также негромко постукивал по асфальту, поливал спины рыбаков на лодках у северного берега, шелестел в кронах тополей и лиственниц в Летнем парке и скверике и пристани. «Только бы Анжелка с мужем нормально доехали!» - не переставал думать обеспокоенный отец. – «Это теперь самое главное».
«Ну, вот и решено!» - сказала сама себе Анжела. Отъезд – через неделю, осталось теперь только собраться, и… наконец-то все станет реальным. Андрей вчера принес ей огромный цветной «Атлас автодорог России и СНГ». Весь вечер Анжела валялась на полу и рассматривала эти карты, выясняя, каким путем им ехать до Острова и сколько городов встретится им на этом пути. Был здесь еще и исследовательский интерес, своего рода экскурсия и, дай Бог, думала она, чтобы она прошла без происшествий и неприятных неожиданностей…
На следующий день она впервые за последние месяцы приехала на работу троллейбусом – это был ее последний рабочий день в фотостудии, и поэтому в их маленьком коллективчике из пяти сотрудников планировался небольшой вечерний сабантуйчик. С собой Анжела везла несколько бутылок шампанского, а торт и фрукты она купила в близлежащем магазинчике. «Жаль, конечно, с девчонками расставаться, но ничего не поделаешь. Хорошо, что все эти годы мы работали вместе!» Эти же мысли она озвучила, поднимая бокал за столиком, накрытым между печатным аппаратом и стеллажом с готовыми заказами (места в студии не хватало всегда!) С работы Анжела уехала с полученным расчетом, а также с подарком от коллег: хорошими аудиоколонками для автомашины. «Интересно, Андрей сможет их поставить, или мне опять придется к Юрику ехать?» - размышляла она, сидя в троллейбусе и рассматривая коробку. Легкость в голове от выпитого шампанского смешивалась со странной легкостью на душе – и от этого душный, вечерний город казался особенно приятным местом. В конце концов, не так уж плохо все было. Девятнадцать лет этот южный, пестрый и жаркий город оставался ее, пусть и неродным, но пристанищем, здесь были ее дом, подруги и бывшие бой-френды, здесь она встретила единственного, настоящего близкого мужчину – Андрея. Под боком всегда был морской берег – и это когда-то облегчило разлуку с Островом. «Если бы меня увезли в город, в котором нет моря, я бы вообще с ума сошла, наверное!» - подумала вдруг Анжела. Ну, нет, с ума она не сошла бы, но было бы тяжелее, это факт.
«А тут мы неплохо с Аленкой в молодости потусовались!» - улыбнулась Анжела, увидев в окне здание кинотеатра, в котором открылась первая в городе дискотека с живыми ди-джеями, светомузыкой и баром. – «Смешные мы с ней были, когда нам было четырнадцать! Аленка… Что бы я делала без нее? Человек умудрился опровергнуть все постулаты о «женской дружбе». Может, мы и дальше оставались бы лучшими подругами, если бы я не уезжала. А расстояние, говорят, может усилить привязанность между людьми, а может и ослабить. Ну, нет, только не с Аленкой! Есть же телефон, есть другие средства связи…»
- А теперь мне пора выходить! – поняла Анжела, увидев свою остановку.
В последние дни пребывания Анжелы и Андрея в этом городе погода продолжала стоять жаркая. Температура даже ночью не опускалась ниже плюс двадцати пяти. Анжела мечтала еще хоть раз съездить куда-нибудь за город, но Андрей работал почти все время и уволился только за два дня до отъезда. И только накануне, в самый последний вечер, Анжела уговорила его съездить на их маленький пляжик – тот самый, что облюбовали они для себя еще в прошлом году. «Хочется сказать нашему морю «до свидания!» - объяснила свое непреодолимое желание Анжела. – «И еще искупаться бы перед дорогой!»
…Лежа голым животом прямо на песке, Андрей, прищурившись, глядел на бегущие по морю быстрые и легкие волны. Ветер в этот день дул с востока, он был плотным и жарким. Камыши рядом с пляжем гнулись почти до земли под его порывами, а еще он отчаянно трепал шевелюру Андрея и бросал ему в лицо мелкую песчаную пыль. Но Андрей продолжал лежать в той же позе и греть на солнце и без того загорелую спину.
- …А ветер сегодня – почти как у нас на Острове! – заметила Анжела, собирая подсохшие волосы в хвост.
- Он там все время такой, что ли? – удивился Андрей.
- Да нет… - Анжела уселась на песок рядом с ним. – Только когда он с Залива дует. Да ты не пугайся, там сейчас тоже тепло! Я погоду по “Euro news” посмотрела.
- Интересно, вернемся ли мы сюда еще когда-нибудь? – задумчиво проговорил Андрей, продолжая глазеть на море.
- Все может быть, - пожала плечами Анжела. – Может, и вернемся. Приедем как-нибудь...
- А может, и нет. Просто не успеем! – Андрею, наконец, надоело валяться на животе, он перевернулся, сел и стал отряхивать с себя налипший песок. – Хотя, если подумать, ведь в этом есть множество плюсов!
- В чем?! – нахмурилась Анжела.
- В том, что мы не успеем. Пусть я проживу еще очень недолго, но в этом есть и положительный эффект. Например, я никогда не постарею! Никогда не стану седым, беззубым маразматиком! У меня не будут трястись руки и не откажут ноги! У меня не будет склероза и плеши… - перечислял со смехом Андрей, но в глазах его при этом стояла горькая безысходность.
- Все, хватит! – категорично прервала его Анжела. Обняв его, она заставила его лечь на спину и зажала ему рот ладонью. – Не хочу, чтобы ты говорил всю эту чушь! Мы уже все это обсудили, не надо больше!
- Хорошо… - с улыбкой прошептал он ей в ладонь.
- А сейчас мы с тобой пойдем и еще раз окунемся! – добавила Анжела. – Следующий раз купаться будем уже только на Острове!
По возвращении с моря Анжела зашла к Аленке – с ней тоже нужно было попрощаться.
Аленка выглядела очень расстроенной. Она усадила Анжелу пить чай на кухне, детям наказала играть в комнате и не мешать, поставила на стол только что испеченное печенье, и все время смотрела на подругу печальными глазами…
- Я, Анжел, так за тебя рада, но мне настолько жаль с тобой расставаться! – дрожащим от близких слез голосом говорила она. – Ты мне хоть позвонишь, когда вы доедете?
- Конечно! – пообещала Анжела. Ей и самой было больно и грустно. Аленка столько лет была рядом, столько бед и радостей было пережито вдвоем. Аленка была самым лучшим человеком, встреченным здесь, не считая Андрея… И вот теперь они расстаются. Может, и насовсем, хотя вряд ли насовсем. – Я и как приеду, позвоню, и потом буду звонить часто, обещаю! Я и в гости вас позову, как только устроимся!
- Лучше ты приезжай к нам на лето! – печально вздохнула Аленка. – Ты же привыкла к теплу и к морю.
- И там тоже есть море! Я хочу, чтобы ты с мальчишками и Серегой собралась, села в поезд – здесь же поезд есть прямой, ты в курсе? – и приехала! Посмотрим на Город, сходим в музеи, в крепость, а остановитесь вы у меня, на Острове! Покажем Вовке с Лешкой настоящие военные корабли, представляешь? Так что, приезжайте, обязательно!
- Да-да, приедем… - Аленка отвернулась и шмыгнула носом. – Но я буду так скучать без тебя!
- Я тоже! – Анжела взяла ее за руки. – Мне тоже будет без тебя плохо!
- Но у тебя есть Андрей, ты о нем должна позаботиться! – вспомнила Аленка. – Он теперь для тебя самое главное! Увези его, может быть, там медицина ушла дальше, и ему помогут? И не бросай его, теперь он без тебя – никуда, понимаешь?
- Да, конечно… - Анжела помолчала секунду и взглянула на Аленку глазами, полными слез. – Ален, не забывай меня, ладно?! – через мгновение они уже стояли, обнявшись, посреди кухни и обе рыдали.
- Все будет хорошо! – успокаивала Анжелу Аленка, а Анжела в ответ повторяла: «Мы еще обязательно увидимся!»
Дверь в кухню неожиданно распахнулась, и на пороге возник белобрысый Вовка.
- Мама! Тетя Анжела?! А почему вы плачете? – изумился он.
- Иди сюда, малыш! – всхлипнула Аленка. – Тетя Анжела уезжает в другой город, скажи ей «до свиданья!»
- До свиданья! – проговорил Вовка и замахал ладошкой. Анжела улыбнулась, вытерла платком слезы и поцеловала смущенного Вовку в светлую, соломенного цвета, макушку.
- Я пришлю тебе книжку с красивыми корабликами! – сказала она ему. – И еще приезжайте вместе с Лешкой ко мне в гости, хорошо?
Вовка согласно закивал. Анжела обернулась и снова посмотрела на Аленку.
- Ну, мне пора… - вздохнула она. – Мы завтра едем очень рано!
- Счастливой дороги! – пожелала ей в ответ Аленка. – И не забудь позвонить! Я буду сидеть на телефоне, и ждать, имей это в виду, пожалуйста!
- Обязательно! – улыбнулась ей сквозь вновь набежавшие слезы Анжела. – До встречи… до новой нашей встречи!